Тормозные колодки — расходный материал, который требует регулярного контроля и периодической замены. Это важная составляющая тормозного узла машины, от исправности которой зависит безопасность водителя и пассажиров.
Эксплуатационный срок колодок индивидуален. Разберемся, что влияет на продолжительность их службы и как понять, когда пора производить замену.
От чего зависит износ колодок?
Скорость износа зависит от ряда причин:
- Качество. Производители используют разные колодочные материалы. Дорогие изделия в сравнении с дешевыми имеют более высокое качество и служат намного дольше.
- Степень жесткости. Чем жестче колодка, тем дольше ее эксплуатационный срок.
- Условия, в которых эксплуатируется авто. Если большая часть поездок происходит в городских условиях, колодки не потребуется менять достаточно долго. Тем, кто ездит по загородному бездорожью с пылью и песком, придется выполнять процедуру чаще.
- Стиль вождения. Частые и интенсивные торможения приводят к более скорому износу колодок.
- Исправная работа всей системы торможения. Исправная работа цилиндров и суппортов, высококачественная тормозная жидкость, удовлетворительное состояние дисков торможения — все эти факторы важны для долгой службы колодок.
- Наличие антиблокировочной системы. АБС оптимизирует силу, с которой колодка давит на тормозной диск. В таких авто износ систем торможения происходит медленнее.
- Вид трансмиссии. Автомобили с МКПП можно останавливать как тормозной педалью, так и двигателем. Поэтому здесь колодки служат немного дольше, чем на авто с АКПП.
- Еще один важный фактор — колодки автомобилей, которые регулярно перевозят грузы, также подвержены более быстрому износу.

Как понять, что пора менять колодки?
Специалисты, например, «Киа Сервис» в Минске рекомендуют срочно проверить состояние колодок, если во время движения на авто вы заметили следующее:
- Появилась вибрация при нажатии педали тормоза. Вибрирующие движения авто — первый признак износившихся колодок. Долгое игнорирование проблемы может привести и к скорому износу тормозных дисков.
- Непривычное поведение тормозной педали. Во время торможения педаль словно проваливается в пол? Посетите СТО как можно быстрее. Скорее всего неисправны не только колодки, но и тормозные цилиндры.
- Свист и скрип. Подобные звуки при нажатии педали тормоза могут свидетельствовать как о полном износе колодок, так и о плохом качестве их фрикционного слоя. Не исключены и другие, более серьезные проблемы в работе тормозной системы авто.
- Низкая эффективность торможения. Еще один верный признак необходимости замены колодок — увеличение тормозного пути.
- Срабатывание датчика на приборной панели. Современные модели машин оборудованы электронными датчиками, которые сигнализируют об износе того или иного элемента. Однако оповещение о необходимости замены колодок не всегда точное. Так индикатор может сработать рано, когда колодки находятся в удовлетворительном состоянии. Такое часто происходит при наличии ошибок в блоке управления или в случае короткого замыкания в проводах датчика.
- Также стоит контролировать уровень тормозной жидкости. Если ее уровень в расширительном бачке резко упал, значит либо произошла утечка, либо есть проблемы с колодками. При сильном износе последних суппортам требуется большее количество жидкости, чтобы выдвигать рабочий поршень и передвигать фрикционную накладку по диску. Поэтому резко сокращается уровень тормозной жидкости.
Если возникли сомнения в качестве колодок автомобиля, и вы не уверены, нужно их менять или нет, стоит посетить сервисный центр. Мастер осмотрит все элементы тормозной системы, выявит и устранит недочеты.
Оптимальный вариант — всегда проверять состояние колодок при посещении сервиса для выполнения профилактических работ, таких как замена масла Киа, масляных и салонных фильтров. Так вы будете знать об уровне износа деталей и обезопасите себя от непредвиденных ситуаций на дороге.
Несмотря на зависимость износа от таких факторов, как условия езды, стиль вождения и другие факторы, есть усредненные данные периодичности замены колодок, на которые тоже можно ориентироваться. Для автомобилей отечественного производства — каждые 10–15 тысяч пробега, для иномарок — каждые 15–20 тысяч км.